МКУК "Гремячинская библиотечная система"

Муниципальное казенное учреждение культуры "Гремячинская библиотечная система"

Даты в краеведческом календаре

140 лет горнозаводской железной дороге

Пермский краевед, в прошлом – усьвинец Ю.М. Суетин обращает наше внимание на ещё одну знаменательную дату в истории горнозаводского Прикамья: «Посчитал своим долгом рассказать о 140-летнем юбилее нашей горнозаводской железной дороги (пермской краевой), который мы должны бы, в отличие от Екатеринбурга, отмечать нынче. Как смог, подобрал информацию – её так много, и так много не до конца изученной, обработанной и вообще полностью раскрытой. По материалам, размещенным на сайтах сети Интернет, подготовил вот такой очерк».

В 1879 году, 140 лет назад, 23 сентября по старому стилю, 5-го октября по новому стилю открылось правильное регулярное движение пассажирских и товарных поездов по Луньевской ветке Уральской горнозаводской железной дороги (ныне Свердловская железная дорога) по маршруту станция Чусовская (Камасино) – станция Усьвинская – станция Губахинская – станция Кизеловская – станция Луньевская.

«Переход весьма полезен»

В 1868 году с проектом строительства Уральской железной дороги выступил пароходовладелец Иван Иванович Любимов. Он предложил проложить дорогу от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Шадринск к Тоболу. Министром путей сообщения при докладе царю было высказано мнение, что просьбу Любимова следует удовлетворить, так как «подобное исследование перехода через Урал в различных направлениях может быть весьма полезна для выбора наилучшего направления».

Уже в ноябре того же года Любимов получил разрешение на производство изысканий. Для начала он пригласил инженера Соболевского, тот произвел топографическое изучение местности. В то же время учёные Казанского университета, также по приглашению Любимова, исследовали каменноугольные залежи Среднего Урала. После этого был составлен детальный проект будущей железной дороги, по которому к данному направлению была добавлена ещё и Горнозаводская ветка – от Екатеринбурга через Нижний Тагил до Кушвинского завода.

В феврале 1870 года Комитет железных дорог постановил признать Уральскую железную дорогу «…совершенно необходимой, и включить её в число дорог самонужнейших, не определяя ныне её окончательное направление, командировать на место специальную комиссию из инженеров и техников путей сообщения и горного ведомства». В мае государственная комиссия в составе горных инженеров Гельмерсена и Меллера и инженеров путей сообщения во главе с Соболевским отправилась на Урал, чтобы окончательно определиться с маршрутом железной дороги, которая должна была соединить уральские заводы с месторождениями угля и руды, обеспечить вывоз их продукции на Каму.

После длительного обсуждения Кабинет министров утвердил составленный на основании правительственных изысканий 1871-1872 годов предварительный проект Уральской железной дороги в направлении от Екатеринбурга через Кушву и село Камасино до Перми с ветвями к Луньевским каменноугольным копям и Билимбаевскому заводу.

Согласно техническим условиям

8 ноября 1873 года Государем Императором Александром II были утверждены технические условия по сооружению и эксплуатации Луньевской ветки Уральской горнозаводской железной дороги со станциями Луньевская, Кизеловская, Губахинская, Усьвинская. «Расстояние между станциями не должно превосходить 18 верст. Отчуждение земли под дорогу должно делаться под два пути, ширина полосы отчуждения не менее 15 саженей в каждую сторону, а на станциях, мостах и у казарм не менее 50 саженей. Земляное полотно должно быть устроено для одного пути, толщина балластного слоя не менее 0,2 сажени. Станции должны быть расположены у заводов с удовлетворением местных потребностей. Железнодорожные мастерские должны быть каменными. Должен быть устроен электромагнитный телеграф».

22 февраля 1874 года Император утвердил Устав акционерного Общества Уральской горнозаводской железной дороги, согласно которому «половина всего количества паровозов, весь прочий подвижный состав, рельсовые скрепления и все телеграфные принадлежности должны быть русского производства. Непосредственное заведование и управление технической частью вверяется главному инженеру, назначаемому министром путей сообщения. Число иностранцев при сооружении дороги не должно быть более одной трети. Через 20 лет после окончания сооружения правительство может выкупить дорогу во всякое время». Одновременно было дано разрешение приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. 5 августа 1874 года вышел Высочайший указ императора Александра II «Об отчуждении земель и других частных имуществ под устройство Уральской горнозаводской железно йдороги от Перми до Екатеринбурга с ветвями к Луньевским копям и к Билимбаевскому заводу, который, по сути, «дал отмашку» строительству УГЖД.

В район будущей трассы для уточнения маршрута отправилась группа изыскателей. Генерал-адъютант К.Н. Посьет, незадолго перед тем вступивший в должность министра путей сообщения, счел поступившие предложения изыскателей недостаточными, но все же 14 ноября 1874 года подписал распоряжение о начале работ. Однако, конец того и первая половина следующего года ушли на уточнение маршрута, согласование договорных обязательств и собирание сил. И только во второй половине 1875 года работы развернулись широким фронтом.

Работы вело акционерное «Общество горнозаводской железной дороги». На должность главного инженера стройки правление пригласило талантливого специалиста, известного уже в железнодорожном деле В.Ф. Голубева. На участках линии работали инженеры Риппас, Базик, Жуков, Евреинов, Островский и другие. Главным подрядчиком по сооружению дороги стал один из крупнейших железнодорожных воротил России П.И. Губонин. На сооружении дороги работали от 20 до 30 тысяч человек: крестьяне из центральных губерний и окрестных уральских деревень, аборигенами здешних мест были пермяки и вогулы.

При колоссальной затрате сил

Горный рельеф будущей железной дороги требовал особого подхода. Строителям приходилось преодолевать перепады высот (высота насыпей составляла порой 25 метров), пробивать тоннель в горах. Помимо самого пути было построено 200 жилых и служебных зданий, 213 деревянных мостов, 15 паровозных депо, два вагонных сарая, два поворотных круга. Укладка рельсов в Уральских горах потребовала колоссальной затраты сил. В частности, длина одних выемок в сплошном скальном грунте достигала 12 верст, глубина – 5 сажен, а на «Луньевской» ветке – даже 12 сажен. При пересечении многочисленных рек, ручьев, лощин и оврагов строителям пришлось возвести 646 искусственных сооружений, в том числе 316 мостов и 329 чугунных и каменных труб, в горах был проложен один из первых в Европе туннелей длиною 65 сажен (на 22-й версте от станции Чусовская). Можно отметить, что почти все станционные сооружения на станциях дороги были построены в едином архитектурном и функциональном стиле.

1 октября (по старому стилю) 1878 года была открыта для движения поездов главная линия: Пермь – станция Чусовская – станция Кушва (Гороблагодатская) – Екатеринбург.

Открыта для движения

23 сентября (5 октября по новому стилю) 1879 года была сдана для правильного (регулярного) пассажирского и товарного движения поездов и «Луньевская» ветка, построенная для вывоза, прежде всего, угля из луньевских каменноугольных копей, которые стали принадлежать Павлу Павловичу Демидову. В этих же целях от станции Александровская до Луньевских копей была проведена ветка железной дороги широкой колеи. Со временем и сама станция стала называться Копи. Железнодорожная ветка насчитывала пять станций и одно хорошо оборудованное локомотивное депо на конечной станции Веретье (станция не раз меняла своё название: Солеварни, Усолье, в 1915 году переименована в Усольская, а с 1963 года –Березники.

Первая горная железная дорога

Таким образом, строительство первой железнодорожной магистрали Урала было завершено полностью. Первоначально она получила название Уральской каменноугольной железной дороги и стала первой в России железной дорогой, построенной русскими инженерами на местности с горным рельефом и в основном из местных материалов. На следующий год дорога обрела название Уральская горнозаводская железная дорога.

Построенная дорога обслуживала нужды значительной части Урала, а также потребности сибирского транзита. В сферу ее влияния попали многие частные и казенные заводы. Наряду с быстрым ростом Перми и Екатеринбурга получили дальнейшее торгово-промышленное развитие Усолье, Кизел, Губаха, Левшино, Кушва, Нижний Тагил и другие населенные пункты. После прокладки дороги возникли Чусовской железоделательный, Теплогорский чугунолитейный и другие металлургические предприятия. Уральские заводы получили возможность продвигать свою продукцию в Пермь и далее по Каме и Волге сплавлять ее в Нижний Новгород. Железная дорога способствовала и возникновению на Урале новых отраслей промышленности. Например, в верховьях Камы в 1883 году был построен химический завод, положивший начало развитию отечественной содовой промышленности. Положительное влияние железнодорожной магистрали сказалось и на развитии солеварения. На Среднем Урале и в Зауралье более быстрыми темпами стала развиваться переработка продукции земледелия и животноводства. Благодаря железной дороге уменьшилась зависимость металлургического производства от местных источников сырья и топлива, облегчился сбыт продукции.

Демидовы в полней мере воспользовались ситуацией с построенной веткой, зайдя на территорию бассейна реки Усьва. До постройки дороги это было практически труднодоступное место, а с постройкой дороги, прошедшей через реку, Демидовы выбрали практически всю железную руду из рудника, принадлежавшего Всеволожским на берегу реки Усьва. Также на берегу реки, почти у самого моста через реку было построено Усьвинское углевыжигательное заведение, производившее древесный уголь для Нижнетагильского железоделательного завода (до постройки железной дороги об это не могло быть и речи). Наследники Демидова начали разработку месторождения каменного угля на правом берегу реки Усьва, однако, из-за сложных геологических условий добыча была малоэффективной.

В октябре 1879 года по УГЖД от Перми до Екатеринбурга в одном из вагонов отправились фотографы мастерской Его Императорского Величества. За время поездки они сделали около 180 снимков на всём протяжении магистрали. Снимали станции, перегоны, подъёмы, мосты, выемки и населённые пункты, через которые проходила дорога. Позднее эти снимки вошли в красочный альбом «Участок Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга и Луньевская ветвь. Постройка 1874-1879 годов» (фотоателье Е. И. В. «Шерер, Набгольц и Кº», г. Москва. Несколько снимков можно увидеть в Сети Интернет, в том числе фотоснимки станций по Луньевской ветви – Усьвинская, Губахинская, Кизеловская.

   

    Станция Кизеловская      Станция Губахинская       Станция Усьвинская

Сегодня можно увидеть сохранившимся с тех времен только здание вокзала станции Усьвинская (Усьва, прим. Ю.М. Суетина, фото из Интернета).

Шуленина И.Г., главный библиограф ЦГБ

08 октября 2019 г.

 

        Про Уральский добровольческий танковый корпус знают очень-очень много пятеро гремячинцев, ставших участниками краевой викторины «Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошёл».

        Организатор интеллектуального состязания – Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодёжи) к военной службе при поддержке Министерства образования и науки Пермского края.

Викторина проходила в два этапа. Первый (заочный) включал два блока заданий, требующих развернутых ответов, и эссе о земляках-танкистах из Уральского добровольческого танкового корпуса. По итогам этого тура в возрастной группе участников 14-15 лет Алёна Веревкина (школа № 3), представлявшая центральную городскую библиотеку, была первой в рейтинге, Алина Вальгер (школа № 20) – 12-й. В старшей возрастной группе участников 16-18 лет в заочном туре успешно выступили и студенты ГБПОУ «ЧИТ» под руководством О.А. Гараевой: Анастасия Малиновская стала второй в рейтинге, Алексей Мерзляков – третьим, Александр Жуков –пятым. Но поучаствовать во втором, очном туре студенты не смогли по объективным причинам. А Алёна и Алина пошли «до победного». Очный тур проходил в Пермской краевой универсальной библиотеке имени А.М. Горького. Юные знатоки истории отвечали на вопросы по датам военной истории, по выдающимся людям времен Великой Отечественной войны, событиям, фактам в истории УДТК. После конкурсных испытаний побывали с экскурсией в Пермском государственном архиве социально-политической истории, где увидели многие документы, материалы о героическом пути УДТК.

Для 30-ти участников – лучших по итогам двух туров (из 234 школьников и студентов Пермского края) организаторы устроили образовательный военно-патриотический тур в Екатеринбург.

 Поездка превзошла все ожидания – так много мы увидели и узнали, – поделилась впечатлениями Алёна и Алина. – По приезду для нас организовали обзорную экскурсию на тему «Военные истории Екатеринбурга». Рассказали о том, что пережили уральцы во время войны, какие подвиги совершали на фронте и в тылу, почему Урал называют кузницей Победы, а еще – какие тайны хранил Екатеринбург в военную пору. Побывали в музее «Боевая слава Урала» – одном из крупнейших военно-исторических музеев России. Его экспозиции отражают историю уральских воинских формирований, начиная от первой регулярной части 37-го Екатеринбургского мушкетёрского полка 1796 года до Центрального военного округа. Очень понравилось в музее военной техники в пригороде Екатеринбурга, в Верхней Пышме. Размер выставки под открытым небом составляет более 5 га, а внутренних залов в трёхэтажном здании музейного комплекса – 7 тыс. кв. метров. Помимо боевых машин много разных уникальных предметов, связанных с историей боевых действий. В музейный комплекс входит также Музей автомобильной техники с ретроавтомобилями, мотоциклами и велосипедами. Есть выставка под открытым небом, связанная с железной дорогой в годы войны – очень реалистичная, с рельсами, паровозами, бронепоездами. В эшелонах установлены вагоны для раненых, «теплушки», платформы для перевоза больших грузов. Побывали мы и на Свердловской киностудии, на смотровой площадке БЦ «Высоцкий» (52-й этаж на высоте 186 метров). Посетили музей первого президента России Б.Н. Ельцина, вместе с музейным педагогом в процессе экскурсии выполняли поисковые задания на тему истории России. Очень взволновала, впечатлила поездка на Ганину Яму, к месту гибели царской семьи Романовых. Рассказ экскурсовода слушали, затаив дыхание. Поездка была организована замечательно! Всё было интересно, всё понравилось – и места, где мы побывали, и экскурсоводы, которые рассказывали так, что хотелось слушать и слушать и всё запомнить. Всем советуем при случае посетить эти музеи. Участие в викторине и особенно – в поездке подарило нам новых хороших друзей из разных территорий Пермского края. Мы сердечно благодарим организаторов конкурса. Будем следить за анонсами акций Пермского краевого центра военно-патриотического воспитания и обязательно поучаствуем в них.

И.Г.Шуленина, библиограф ЦГБ

     
2 object(s)

 

 

 

 

 

 

«Долг. Честь. Отвага»

такое название получила новая Книга Памяти погибших при исполнении служебного долга – работников ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУ МЧС России по Пермскому краю, ГУФСИН по Пермскому краю, Управления ФСБ России по Пермскому краю, Прокуратуры Пермского края (Пермь, Издательство «Пушка», 2014).

В ней – очерк «Мальчик-солнце» (с. 425-428) об Алексее Николаевиче Рыжикове, погибшем 29 марта 2000 года в составе Березниковского ОМОНа под Ведено. Автор –краевед, историк Т.И. Силина. Очерк дополняют детские и юношеские фотографии Алексея. На странице 565 в разделе «Мемориальные доски» – небольшая фотография мемориальной плиты в сквере Памяти.

На страницах 573-576 есть список погибших при выполнении служебных обязанностей, о ком не написаны очерки. В этом списке – фамилии гремячинских милиционеров Дмитрия Алексеевича Зашихина, Сергея Борисовича Ким и Алексея Геннадьевича Чирко. Значит, они не забыты издателями, будут и о них написаны очерки.

Объем книги – 580 страниц. Сколько горя, сколько материнских слез в этих страницах… «Работа над книгой началась в 2012 году, – рассказывает в предисловии руководитель редакционной коллегии И.С. Вагин. – Ее целью коллектив видел воспитание настоящих патриотических чувств у читателей. Именно поэтому книга изначально задумывалась не как сборник служебных характеристик и биографий героев, а как собрание очерков, написанных по воспоминаниям сослуживцев, друзей, родных и близких… Это издание – своеобразная дань Героям, отдавшим свои жизни за Родину, ведь они достойны нашей памяти и признания».

Книга поступила в краеведческий фонд ЦГБ, познакомиться с ней можно в читальном зале библиотеки.

И. Шулениа, библиограф ЦГБ.

19.11.2015.

В память об А.Э. Думлере

        Краеведческий фонд ЦГБ пополнился материалами о замечательном человеке, оставившем заметный след в истории Гремячинска и добрую память в сердцах земляков – Артуре Эммануиловиче Думлере. Материалы объединены в тематическую папку «А.Э. Думлер: замечательный врач и отличный человек». Здесь – составленное Артуром Эммануиловичем генеалогическое древо, автобиография на сотне листах, выдержки из которой легли в названия разделов тематической папки. Есть даже копии аттестата зрелости и диплома об окончании медицинского института, копии школьных характеристик из архивного отдела. И, конечно же, десятки фотографий разных лет из семейного архива, предоставленных сыном Андреем и супругой Ольгой Ивановной.

Центральная городская библиотека благодарит гремячинских краеведов В.И. Малюжича и О.А. Гараеву за помощь в сборе и оформлении документов. А если у кого-то из гремячинцев возникнет желание пополнить материалы о Думлере своими воспоминаниями – библиотекари поддержат такую инициативу.

На основе собранных материалов в августе планируется краеведческая лаборатория с участниками сбора документов и людьми, близко знакомыми с Думлером.

И. Шуленина, библиограф ЦГБ

1 июля 2016 г.

О нашей с вами малой родине

«Река Усьва от Шумихи до Мыса»

уникальное издание-путеводитель по одному из самых живописных и притягательных для туристов-сплавщиков маршруту. Автору С. Котельникову путешественнику и краеведу, принадлежит более 30 научно-исследовательских работ о географических названиях Пермского края, охватывающих бассейны рек, железные дороги, улицы города Перми.

Путеводитель вышел в пермском издательстве «Ладонь» еще в 2010 году, но в нашей библиотеке появился только сейчас и, вне всяких сомнений, будет востребован читателями, как и каждая книга С. Котельникова. «Все, кто хоть раз побывали здесь, ещё и ещё стремятся насладиться завораживающим видом здешних мест», – делится собственными впечатлениями автор. На страницах книги подробно рассказывается о происхождении каждого географического названия, встречающегося на популярном туристическом маршруте: береговых камней, гор, скальных останцов, притоков, пещер и гротов – более 300 наименований. Предисловие к книге написал Р.Р. Сулейманов, будучи главой Усьвинского сельского поселения.

Кроме туристов-водников путеводитель будет интересен туристам-пешеходам, лыжникам, спелеологам, рыбакам и охотникам, всем краеведам.

Ирина Шуленина, главный библиограф ЦГБ

12.08.2019 г.


«Право жить»

и другие книги пермских авторов представлены на открытом просмотре в читальном зале центральной городской библиотеки до 27 мая.

Их не много, но интерес к ним, хочется надеяться, будет не маленьким, все они заслуживают внимания. Ведь за каждой из книг стоит своя история. Как, например, за книгой Б. Пастернака «Детство Люверс» – по мнению критиков, одного из лучших произведений о взрослении ребёнка. Уникальностью нового издания является то, что оно проиллюстрировано учащимися Пермского края в рамках краевого проекта. Есть и отдельный сборник научно-исследовательских работ и эссе старшеклассников за 2014-2018 годы «Пастернаковские чтения во Всеволодо-Вильве».

«Особо охраняемые природные территории Пермского края» (Пермь: «Астер», 2017) – издание обширной информации об уникальных и типичных объектах природной среды, предназначенных для сохранения. Здесь системно изложены сведения по административным районам о федеральных, региональных и местных ООПТ, рассказываются истории создания заповедников и развития сети ООПТ в крае. Привлекательно здание обилием карт, фотографий и цветных иллюстраций. Кроме того, экологам, географам, биологам, специалистам муниципального управления, интересующимся проблемами сохранения природного наследия и охраны окружающей среды, полезно будет ознакомиться с 222-страничным докладом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2017 году». К слову, Пермский край по уровню негативного воздействия на окружающую среду среди субъектов ПФО занимает 12-е место.

Сборник «Право жить» о правах и льготах ребёнка-инвалида и его семьи (по состоянию на 10.07. 2018) издан при поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Содержит ссылки на нормативные источники и практические аспекты реализации прав и получения льгот. Рассматриваются вопросы оформления официального статуса «ребёнок-инвалид», особенности получения лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, технических средств реабилитации. В целом о деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2018 и 2019 годы можно узнать и из поступивших в читальный зал ЦГБ докладов, составленных на основе аналитических материалов аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

В рамках проекта «Гражданские сезоны «Пермские дни памяти», поддержанного Фондом президентских грантов и направленных на осмысление российской истории и событий ХХ века, увековечение памяти жертв политических репрессий, в 2018 году Пермским краевым отделением общества «Мемориал» издана книга Леонида Обухова «Пермь-36. Предыстория». В ней повествуется ИТК № 6, функционировавшей в Пермском крае с 1942 года. А в 1972 году именно на базе этой колонии был создан один из самых известных не только в нашей стране, но и за рубежом лагерь для политических заключенных – «Пермь-33».

Вышедшая в екатеринбургском издательстве «Сократ» книга «Сухоложье в потоке времён: род Губиных. Очерки отечественной истории» известного уральского поэта, писателя и философа Вадима Осипова состоит из серии художественных и краеведческих очерков, охватывающих более чем трёхсотлетнюю историю Сухоложья – района Свердловской области. Иллюстрирована архивными документами, данными генеалогических исследований, историческими реконструкциями и современными фотографиями. Будет интересна всем, кто интересуется историей Урала и России, а еще наверняка тем, кто пишет свою родословную.

Фотоальбом «Пермский балет», вышедший в издательстве продюсерского центра «Траектория», посвящен двум культурным феноменам Перми – пермскому балету и выдающемуся фотохудожнику и фоторепортёру Юрию Селину, который на протяжении трёх десятков лет вёл фотохронику Пермского театра оперы и балета. Специалистов поражает не только выдающееся качество его чёрно-белых снимков, но и их художественность.

Среди новинок есть издания, посвященные С.П. Дягилеву, «Дягилевским сезонам» и «Дягилевским чтениям». «И родился клич…» – эта книга открывает немало новых страниц истории Пермского радио и телевидения. Автор В. Перебатов – заслуженный работник культуры РФ, более 40 лет проработавший на радио и телевидении и половину этого срока редактором детского вещания, – делится своими воспоминаниями. Своеобразное построение книги позволяет более глубоко взглянуть на героев этих воспоминаний.

«Чусовой. Культурный код» – это литературно-художественное издание посвящено 85-летию города и 450-летию освоения чусовских земель. «Глубокий, увлекательный, написанный ярким и образным языком рассказ об истории и современности города Чусового и Чусовского района, рассказ о культурных героях и «гениях места», – подчёркивается в аннотации.

Любителей поэзии можем порадовать новым сборником стихов Федора Вострикова «Горжусь Русью». «В стихах Вострикова, открытых и демократичных, вложено самое главное – любовь, уважение и благодарность людям труда, защитникам Отечества, родным, близким и друзьям; любовь к природе родного края и Урала и величайшая любовь к России», – отмечает в предисловии почётный гражданин Пермского края З. Козлова. В очередной сборник стихов Владимира Бабошина «Мои юбилеи» включены избранные стихи из написанных им за последние несколько лет, а также новые, ранее не издававшиеся. «Мои стихи отличаются простотой формы и языка. При этом в них много недосказанного, оставленного на откуп читательской фантазии, – так характеризует автор свои произведения. – Я оставляю свои домыслы за кадром, словно предлагая каждому читателю придумать собственную историю».

И.Г.Шуленина, библиограф ЦГБ

20.05.2019 г.


 «…в любых обстоятельствах»

«Оставаться человеком в любых обстоятельствах» – это сборник очерков известных пермских историков и журналистов о людях, сохранивших человеческое достоинство в суровых жизненных испытаниях, которые выпали им на пермской земле.

Всего 2 часа 30 минут хватило военному трибуналу Ленинграда для вынесения приговора Екатерине Гейденрейх, чтобы её личная жизнь на 10 лет была связана с Прикамьем, а жизнь творческая, вклад в культуру Перми – уже навечно. Один из очерков посвящен истинному сподвижнику высшего образования и патриоту Перми Николаю Мешкову: именно благодаря его стараниям стало возможным открытие в Перми в 1916 году классического университета, первого на Урале. Мешков не только предоставил для университета свои здания и деньги, но и лично встречался с высокопоставленными чиновниками, убеждая их предпринять действия для открытия университета. Сегодня на территории университета стоит памятник Мешкову – человеку, с большим уважением относившемуся к людям, уповавшему на их просвещение и образование, не покинувшему большевистскую Россию, как многие его современники, но не спасшегмуся от жерновов политических репрессий. Не менее значимы судьбы других героев этого сборника: коммерческого директора Вишерского ЦБК, строителя поневоле, пришедшего в тайгу под конвоем Ивана Абатурова; поэта Осипа Мандельштама; писателя Варлама Шаламова и других.

Книга вышла в Пермском книжном издательстве в 2018 году при поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. «Для одних героев книги Пермь была малой родиной с рождения, для большинства Пермь стала вынужденной малой родиной. По-разному они становились нашими земляками, но, связанные с Прикамьем, являли собой для пермяков пример сохранения человечности и человеческого достоинства, непокоренности злой воле судьбы, сотворенной государственной машиной принуждения и унижения», – отмечает в предисловии П. Миков, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.

Сюжеты очерков подобраны таким образом, что могут стать своеобразным дополнением к ряду популярных туристических маршрутов в крае. Книга будет интересна не только краеведам (они-то не оставят её без внимания), но и широкому кругу читателей, она есть в краеведческом фонде ЦГБ.

И.Г.Шуленина, библиограф ЦГБ

07.05.2019 г.


Писательские версты

В этом году исполняется 225 лет со дня издания на Урале первой печатной книги: в 1792 году в Перми появилась своя типография. Пермских авторов – незаслуженно забытых и хорошо известных – объединил в своем справочном издании «Писательские версты. Антология авторской прозы и публицистики» А.А. Дубровин – поэт, прозаик, краевед, публицист, член Союза писателей России, член Союза журналистов России. Книга вышла в пермском издательстве.

«Пермская земля всегда была богата на события, в том числе в книгописании, книгоиздании. Уместно обратиться к той самой истории…», – отмечает в предисловии автор. И далее поясняет: «Непросто рождался списочный текст. Он никак не мог завершиться, потому что словно кто-то приводил к новому имени…».

Не претендуя на исчерпывающую полноту списка, А.А. Дубровин сумел собрать сведения о поэтах и прозаиках, филологах-ученых, литераторах-краеведах и журналистах, некогда творивших на пермской земле. Есть в ней имена писателей, чье литературное творчество связано с нашим городом. Это Тимофей Иванович Карасев и Владимир Михайлович Никитин.

Тимофей Иванович приехал в Гремячинск в 1943-м году и прожил в нем до самой кончины в 1996 году. Сотрудничал с редакцией местной газеты, написал несколько книг для детей: «Наше лето» (1954), «Бабушка грибная» (1957), «Хороша у нас река» (1958). Во время учебы в Ленинградском строительном техникуме Тимофей Иванович посещал литературный кружок, где слушал В.В. Маяковского, был лично знаком с О.Ф. Берггольц.

Никитин – член союза журналистов СССР, писатель, настоящий гражданин (1921-1963) жил в Гремячинске с 1949 года до самой кончины в июне 1963 года. Работал ответственным секретарем газеты «Гремячинский рабочий». Был организатором и душой кружка литераторов, действовавшего при редакции газеты. По его инициативе на занятиях кружка часто собирались пермские писатели и поэты той поры: В. Астафьев, А. Спешилов, В. Черненко, А. Домнин, Б. Михайлов и другие. Именно в нашем городе Никитин сформировался как писатель. Здесь он написал свои книжки, которые вышли в Молотовском и Пермском книжном издательствах: «В летние дни» (1954), «Свет в окнах» (1956, переиздана в 1967), «Земля отцов» (1958, переиздана в 1964). Здесь впервые увидели свет многие его рассказы и очерки. Литературный актив города многим обязан ему как руководителю творческого кружка, человеку, умевшему заметить и поддержать все живое и талантливое. А еще успевал вести хоровой кружок, писать сценарии для художественной самодеятельности шахт, быть добрым другом и мудрым советчиком.

Книги Т.И. Карасева и В.М. Никитина, воспоминания о них близких и современников бережно хранит центральная городская библиотека. «Писательские версты» и еще одну свою новую книгу – «Эшафот» А.А. Дубровин с автографами подарил в конце февраля центральной городской библиотеке.

И. Шуленина, библиограф ЦГБ

15.03.2017г.


Краеведческие новинки

Книжная Пермь

В первом квартале 2017 года краеведческий фонд Центральной городской библиотеки пополнили почти два десятка новых изданий, все они заслуживают внимания и прочтения.

Среди новинок – несколько поэтических сборников, и в каждом – отпечаток личности автора, такой взгляд на мир и вещи, который будет интересен и близок всем, кто чувствует и мыслит. Особое место в этом ряду занимает сборник «Разговор длиною в жизнь» Нины Проценко и Александра Старовойтова. «Женщина и мужчина разговаривают друг с другом на протяжении 50 лет. При встречах, в письмах, по телефону, мысленно… часто – стихами», – говорится в предисловии. Этот разговор они доверили нам – про любовь, про одиночество вдвоем, про, может быть, самое сокровенное. Про то, о чем не высказать прозой.

Об авторах. Нина Проценко окончила Пермский госуниверситет, работала главным геологом. Почетный строитель России. Александр Старовойтов – выпускник Пермского пединститута, 17 лет работал директором областной универсальной библиотеки. Член Союза писателей, автор 12 поэтических сборников. Биографический институт при Кембриджском университете включил его во 2-е издание справочника «Выдающиеся люди ХХ века».

Всегда с особой симпатией отношусь к книгам, где упомянуты фамилии гремячинцев. А их, к чести моих земляков, можно найти даже там, где не ожидаешь.

«У охотничьего костра: байки и рассказы бывалых охотников и рыболовов». Цель издания – отображение традиций русской национальной охоты и русской национальной рыбалки сквозь призму юмора. Подготовило книгу правление Пермской краевой федерации охотников и рыболовов – по итогам проведенного в марте 2015 года конкурса на лучшую байку или захватывающий рассказ. Редактор-составитель – председатель правления Пермской краевой федерации охотников и рыболовов В.Н. Сенин в предисловии к книге отмечает: «Эта книга впервые в Прикамье предлагает познакомиться с творчеством не профессиональных писателей и поэтов, а обыкновенных охотников и рыболовов, объединенных общей страстью и любовью к природе нашего края, радеющих о ее процветании». В конкурсе приняли участие более 30 человек – представители почти всех районов края. Авторы прислали 38 прозаических и 25 стихотворных произведений, многие из которых решением жюри конкурса вошли в сборник.

В книге несколько разделов: «Веселая история», «Однажды на охоте», «Околоохотная история», «Рассказ рыбака», «Охотник-поэт» и другие. В раздел «Лучшая байка» – обратите внимание – вошел рассказ нашего земляка, уроженца Гремячинска Александра Мусатова.

Есть в этой книге и место для серьёзного разговора: заключительный раздел «Требования охотничьего минимума» напомнит о правилах охоты и технике безопасности, познакомит с основами оружейной стрельбы, сроками охоты на тех или иных видах животных и вместе с тем даст перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края, ещё немало полезных сведений.

С другими новинками, заслуживающими всеобщего внимания, познакомимся в следующий раз.

Ирина Шуленина,

библиограф ЦГБ

19.04.2017г.

 


 

ОПИСАНИЕ РЕК, ОСТРОВОВ, СКАЛ, УРОЧИЩ

И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

НА РЕКАХ УСЬВЕ, ВИЛЬВЕ И ИХ ПРИТОКАХ

 

составил краевед Николай Степанович Песков

(по данным 1980 года)

 

ПО РЕКЕ УСЬВА

1. На левом берегу Усьвы у места впадения в реку безымянного ручья находятся развалины бараков Компасеки.

2. Ниже по течению Усьвы на левом берегу находится урочище Побоище, а чуть выше урочища Побоище в Усьву впадает с левой стороны ручей Побоище, вдоль этого ручья идет грунтовая дорога на правый берег Усьвы, а затем она идет вдоль левого правого берега Усьвы к отдельно стоящей избе напротив урочища Побоище, вдоль речки Чирковка к лесоучастку Чирковка и затем от лесоучастка речка Чирковка течет дальше и впадает в реку Косьва.

3. Между вершинами гор Северный Басег и Средний Басег у дороги, идущей в сторону речки Чирковка, находится поселок лесничества Северный Басег.

4. Из лесничества Северный Басег по дороге, идущей в сторону поселка Щегровитый на реке Вильве, находится поселок Басежная Поляна. Поселок Щегровитый находится у места впадения речки Щегровитка в реку Вильва.

5. Река Малый Басег начинается недалеко от лесничества Северный Басег и впадает в реку Усьву с левой стороны.

6. Ниже впадения реки Малый Басег в Усьву на Усьве находятся Малиновые Острова.

7. Река Большой Басег впадает в Усьву с левой стороны, на этой реке расположен лесной кордон Басег.

8. Далее расположен остров Подбасежный.

9. Из лесного кордона Басег пролегла грунтовая дорога, по ней можно попасть в поселок Безгодово.

10. Справа в Усьву впадает речка Журавлик.

11. Слева на реке – остров Шабановская Курья.

12. С левой стороны в реку Усьву впадает река Большая Татарка с ее притоком Малая Татарка.

13. У места впадения в Усьву речки Громовая, на правом берегу реки Усьвы находится поселок Безгодово.

14. Остров Еловая Курья.

15. Остров Бакальский.

16. Острова Березовские.

17. Остров Паленый.

18. Скала Паленая Гора.

19. Урочище Шпалорез.

20. Речка Березовка, впадающая в Усьву слева.

21. Речка Воронка, впадающая в Усьв справа.

22. Справа в Усьву впадает ручей Калугинский Лог.

23. Сараи на правом берегу Усьвы

24. Рядом – урочище Вилуха, у места впадения речки Вилуха в Усьву справа.

25. Ручей Коневка впадает в Усьву слева.

26. Остров Большой Сиговский.

27. Скала Крутая Гора.

28. Остров Шишкинский.

29. Остров Аксёновский.

30. Речка Крутиха впадает в реку Усьва справа.

31. Скала Красная Гора.

32. Речка Кобылья впадает в Усьву справа.

33. Остров Кобылий.

34. Острова Заячьи.

35. Речка Голая впадает в Усьву слева

36. Скала Мултык.

37. Ручей Мултычный впадает в Усьву справа.

38. Речка Громовая впадает в реку Усьва справа, у места впадения речки Громовая стоит поселок Громовой.

39. Остров Поповский.

40. Речка Паленка впадает в Усьву справа.

41. Ручей Мутный впадает в Усьву слева.

42. Ручей Сухой Лог.

43. Остров Каменный.

44. Речка Брусляна впадает в Усьву слева.

45. Ручей Горелый впадает в Усьву справа.

46. Лесной кордон Горелое.

47. Перед ручьем Горелый находится пещера.

48. Речка Порожная впадает в Усьву слева.

49. Поселок Усьва (Пороги).

50. Речка Рудянка впадает в Усьва справа.

51. Поселок Усьва.

52. Ручей Свиной Лог впадает в Усьву слева.

53. Из посёлка Усьва идет дорога к развалинам Макарьевка и к развалинам Верхние Копи.

54. Ручей Каменный Лог справа от реки Усьва.

55. Четвертая контрольная.

56. Скала Столбы.

57. Сараи на месте бывшего поселка Столбы, напротив впадения речки Столбовка, впадающей в Усьву слева.

58. Скала Навислый Камень.

59. Остров Малое Бревно.

60. Сараи на месте бывшего поселка Бревно на правом берегу Усьвы.

61. Скала Камень Стрельный.

62. Остров Козел.

63. Скала Камень Омут.

64. Справа в Усьву впадает река Талица, на левом берег,у напротив реки Талица – урочище Талица.

65. В верхнем течении реки Талица у места впадения в нее речек Мерзлая, Трубная и Северная Талица находится кордон Талицкий, от которого идет грунтовая дорога к ж/д. станции Усьва, расположенной на речке Синюха.

66. От кордона Талицкий до ж/д. станции примерно 12-15 км, судя по расстоянию на карте и ее масштабу.

67. Речка Медвежка впадает в Усьву справа у места впадения речки Медвежка сараи на месте бывшего поселка Медвежка, на левом берегу реки Усьва урочище Медвежка.

68. Слева в Усьву впадает речка Кедровка.

69. Речка Малая Березовка впадает в Усьву справа.

70. Острова Перовские.

71. Деревня Ломовка.

72. Рядом с Ломовкой – поселок Мыс.

73. Речка Скопинка впадает в Усьву справа.

Николай ПЕСКОВ, составил 2 мая 1998 года.

74. Остров Большой Горевской.

75. Остров Малый Горевской.

76. Поселок Саломатовская Пасека.

77. Река Супич впадает в Усьву справа.

78. В устье реки Супич на берегу Усьвы остались сараи и недействующий перевоз через реку.

79. На левом берегу – урочище Большая Утка.

80. Тоже на левом берегу – урочище Баское.

81. Речка Бобровка справа реки Усьвы. В устье реки Бобровка по обеим берегам Усьвы расположился большой поселок Бобровка.

82. Речка Селищная слева впадает в Усьву.

83. Урочище Селищное на левом берегу Усьвы.

84. Остров Бесов.

85. Остров Лисьи Гнезда и сараи на правом берегу.

86. Город ЧУСОВой

Николай Песков, составил 3 мая 1998 года.

 

 

ПО ЛИНИИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Ж/д .станция Чусовская

Антабары

ост. п. 13 км

ж/д. станция Утес

Грузди

Заготовка

ост .п. 35 км

Ж/д. станция Баская

ост. п. 43 км

Басег

Маховатня

Усьва

ост. пл. 65 км

Нагорная

Слева от разъезда Басег МТФ, урочище Нижние Копи, левее от него исток реки Брусляна (Бруслянка), в которую впадает речка Малая Брусляна, а в устье речки Малая Брусляна – сараи на месте, видимо, бывшей деревни Малая Брусляна.

Река Брусляна впадает в реку Усьву, где была деревня Большая Брусляна, недалеко от поселка Усьва.

Николай Песков, составил 3 мая 1998 года.

 

 

ПО РЕКЕ ВИЛЬВА И ЕЕ ПРИТОКАМ

1. Один из притоков Вильвы – речка Большая Порожняя свои истоки берет на склонах гор Южные Басеги, протекает в довольно безлюдной местности. В среднем течении реки Большая Порожняя в прежние времена стояла одинокая изба. Кто ее ставил и когда – сейчас трудно сказать.

2. В реку Большая Порожняя слева впадает река Сохатка, а слева – речка Березовка. У места впадения речки Березовка в реку Большая Порожняя к 1980 году стояли бараки и сараи возле них. По словам гремячинцы Вацлава Довнара, здесь в годы войны стоял лесной поселок, в котором в зимнее время жили сезонные рабочие-лесозаготовители. В поселке было три барака и конный двор, летом он обычно пустовал. Назывался он «Поселок лесозаготовителей в 28 квартале».

3. В верховьях речки Березовка еще где-то в конце 20-х годов возник поселок Советский Север, где жили ссыльные крестьяне, коих было более 100 семей, работали на заготовке леса и сплаве его в сторону города Чусового. Когда конкретно был основан поселок, и кто были его первыми жителями – надо выяснять.

4. Слева в реку Большая Порожняя впадает речка Горевка.

5. У места впадения речки Большая Порожняя в Вильву был когда-то поселок Порожний, когда и кем был основан – данных нет.

6. В верховьях реки Вильвы в реку Вильву слева впадает река Щегровитка. У места впадения Щегровитки в Вильву находится населенный пункт Щегровитый, из которого идет грунтовая дорога в поселок Басежная Поляна и далее – в лесничество Северный Басег.

7. Ниже по течению Вильвы, слева на берегу Вильвы обозначены сараи, от которых идет по левому берегу реки грунтовая дорога в урочище Колдоватое, от него – лесная дорога к сараям, расположенным вниз по течению реки Вильвы.

8. Вниз по течению Вильвы от урочище Колдоватое на правом берегу находятся бараки на реке Выдерке, впадающей в Вильву справа.

9. Далее вниз по Вильве на левом берегу находятся сараи, от которых по левому берегу Вильвы идет грунтовая дорога в урочище Колдоватое.

10. Ниже этих сараев слева в Вильву впадает речка Лоскобайка, затем на левом берегу Вильвы находится урочище Дворец, затем слева в Вильву впадает небольшая речка Березовка, далее на правом берегу Вильвы расположен пионерлагерь и рядом с ним – посёлок Вильва.

11. Из поселка Вильва идет грунтовая дорога в сторону посёлка Басежная Поляна. У места соединения этой дороги с дорогой, выходящей из посёлка Щегровитый и пересекающей речку Выдерку, находятся бараки. Как назывался этот поселочек – надо выяснить.

12. Речка Соколянка впадает в Вильву слева, выше урочища Дворец.

13. Слева в Вильву, протекая через поселок Вильва, впадает речка Боровуха.

14. Справа в Вильву у поселка Вильва впадает речка Болотная.

15. Затем справа в Вильву впадает река Большая Порожняя, в устье которой на реке Вильва был поселок Порожний.

16. Река Малая Порожняя впадает в Вильву справа.

17. Речка Малая Медвежка впадает в Вильву слева.

18. Острова Митанинские.

19. Справа в реку Вильва впадает речка Тончиха, в среднем течении речки Тончиха находится урочище Тончиха с развалинами построек на нем, а в верховьях речки Тончихт стоят бараки (три штуки).

20. По правому берегу реки Вильвы ниже устья речки Тончиха идет гора Баранова Горка, через Баранову горку протекает какая-то безымянная речка и впадает в реку Вильва справа.

21. Слева в Вильву впадает речка Осиновка, а ниже ее,

22. тоже слева, в Вильву впадает речка Красновка.

23. Ниже Барановой Горки течет речка Малая Мутная, которая слева впадает в речку Мутная, которая в свою очередь впадает в реку Вильва с правой стороны, а в устье реки Мутная на правом берегу реки Вильва находится урочище Мутное.

24. Напротив урочища Мутное на Вильве находятся несколько островов, один из них, самый большой, – остров Гусиный, затем – Безымянный и ниже его – остров Бастенький.

25. Остров Охотничий.

26. Скала Омут.

27. Ниже по течению в Вильву впадает речка Рассольная с двумя ее притоками – Крутой Лог и Каменка.

28. В нижнем течении речки Рассольная находятся Рассольнинские Озера.

29. Ниже в Вильву, слева впадает речка Шабуриха.

30. Затем в Вильву слева же впадает речка Горевая, в верховьях которой находятся урочище Малютиская Поляна, урочище Горевская Поляна и урочище Кузнецовская Поляна на речке Тесовая.

31. Острова Горевские.

32. Остров Латышевский и около него в реку Вильва справа впадает речка Ермачиха, а ниже по Вильве слева в Вильву впадают речки Малая Горелка, Большая Горелка и еще одна, тоже речка Малая Горелка.

33. Речка Широловка с притоками М. и Б.Широловка.

34. Остров Темный

35. На левом берег Вильвы, у места впадения в реку Вильву речки Украинки, расположено урочище Красный Урал.

36. Остров Катушинский.

37. Речка Никитинка: М.Никитинка и Б.Никитинка

38. На правом берегу реки слева от речки Пустошка находится водокачка, снабжающая Гремячинск водой.

39. Справа от речки Пустошка, в месте ее впадения в Вильву находится поселок Пустошка, или, как называли этот поселок, Вильвенское лесничество.

40. Ниже поселка Пустошка на Вильве находится пионерский лагерь «Вильва».

41. Справа в реку Вильву впадает река Большая Гремячая.

42. Затем, тоже справа, в Вильву впадает небольшая речка Гремячая, а слева в Вильву впадает речка Дьячиха, а затем в Вильву с левой стороны впадает подобная по величине Вильве река Вижай, у места её впадения в Вильву находится поселок Усть-Вижай.

43. На расстоянии примерно километра от поселка Усть-Вижай находится автодорожный мост через реку Вильву – на дороге, соединяющей города Чусовой и Гремячинск.

44. Справа в Вильву впадает речка Субботинка.

45. Ниже, на правом берегу Вильвы – урочище Узкое, у которого через реку Вильву имеется перевоз.

46. Ниже, справа в Вильву впадает речка Правая Бловка.

47. На левом берегу Вильвы скала Оленек, чуть ниже, слева в Вильву впадает речка Оленек. Напротив скалы Оленек, на правом берегу Вильвы находится урочище Григорьева Гора. Слева в реку впадает речка Дыроватка, а ниже на левом берегу Вильвы – скала Дыроватка.

48. Скала Опока.

49. Остров Рыбинский.

50. Речка Черная, впадающая в Вильва с правой стороны у железнодорожной остановки «13-й километр».

51. Пионерлагерь.

52. Водокачка.

53. Город Чусовой, где река Вильва впадает в Усьву, а Усьва – в реку Чусовая.

________________________________________

 

Из города Гремячинска от кинотеатра «Урал» идет грунтовая дорога на урочище Мутное. Эта дорога проходит через речку Широковка. В том месте, где речка Малая Широковка впадает в речку Большая Широковка, нна стыке дороги и речки Широковка находится урочище Курень-Широковка.

_________________________________________________________

 

Поселок Шумихинский (Горелое) находится у истока ручья Горелый, впадающего в реку Усьва. Из поселка Шумихинский с другой стороны поселка вытекает еще одна речка, впадающая в большое озеро, расположенное между поселком Шумихинский и шахтой «Усьва 1-2». В это озеро со стороны Крестовой горы впадает речка Лодейный Лог. А Крестовая Гора находится в городе Губаха. Из ж/д. станции Усьва идет линия железной дороги в поселок Шумихинский, а из него идет ж/д. ветка в поселок Юбилейный.

Николай Песков, составил 5 мая 1998 года.

 

ПО РЕКЕ ВИЖАЙ

1. Лесоразработки 9 км

2. На левом берегу реки Вижай – урочище Подпорожное.

3. Справа в Вижай впадает речка Избная.

4. Слева в Вижай впадает речка Чурная.

5. По левому берегу Вижая идет грунтовая дорога, на которой стоит отдельная изба.

6. Ниже по течению Вижая в него справа впадает небольшая речка Мутная, а слева – речка Лавриновка.

7. Ниже речки Лавриновка в Вижай слева впадает речка Рассольная, в верховьях которой стоит отдельная изба.

8. У места впадения речки Рассольная через реку Вижай проходит автогужевая дорога из города Горнозаводск в поселок Вильва, недалеко от дороги слева от реки Вижай находятся сараи (четыре). Затем эта дорога проходит мимо урочища Пашийка, находящегося на речке Пашийка. Затем дорога проходит мимо речки Ласкобайка и у места впадения речки Соколянка через реку Вильва проходит через Вильву мимо пионерлага в поселок Вильва.

9. Слева от реки Вижай ниже поселка Пашия находится пещера, ниже, на левом берегу Вижая – скала Большие Воронки, затем слева в реку Вижай впадает речка Журавлик, а справа на реке Вижай находится скала Журавлик.

10. Ниже по течению Вижая на правом берегу находится урочище Субботинский Брод, а справа в реку Вижай впадает речка Тесовая, около которой стоит отдельная изба.

11. По левому берегу Вижая идет автогужвая дорога до места впадения в реку Вижай речки Косая, в устье которой на левом берегу Вижая стоит деревня Косая Речка.

12. Справа в Вижай впадает река Суходол, которая имеет два притока – Малая Суходолка и Большая Суходолка.

13. На правом берегу реки Вижай скала Разбойник.

14. Слева в Вижай впадает речка Скальная, в среднем течении которой находится урочище Бабкинские Поля.

15. Ниже, слева в Вижай впадает речка Малая Скальная.

16. На левом берегу Вижая – урочище Калановка.

17. Слева в Вижай впадает речка Красновка, в устье которой находится пионерлагерь «Красновка». От него по дороге можно попасть в поселок Скальный, в город Чусовой и оттуда – на трассу тракта Чусовой-Гремячинск.

18. Слева в Вижай впадает речка Ольховка.

19. На левом берегу Вижая – деревня Усть-Вижай, около этой деревни река Вижай впадает в реку Вильва.

 

Николай Песков, составил 5 мая 1998 года.

 

Наша справка:

Николай Степанович Песков – краевед, автор нескольких исследований и книг. Свое «Описание рек, островов, скал, урочищ и населенных пунктах на реках Усьве, Вильве и их притоках» Песков передал в библиотеку в 1998 году. Места, о которых упоминает в своем исследовании, не по книжкам описал – лично прошел. Опросил множество людей, записал их воспоминания, проанализировал, проверил факты. Итогом кропотливой работы стала его книга «Были о лесных поселков по реке Вильве», отпечатанная в Гремячинской типографии в 1998 году.

Радел краевед за сохранность нашей природы, за сохранение истории нашего края, района. Работники центральной городской библиотеки ещё при жизни Николая Степановича собрали папку-досье с материалами краеведа. В 2010 году Н.С. Пескова не стало, но интерес к его материалам остается неизменным: им пользуются опытные и начинающие краеведы, любители природы, туристы. Будем рады, если «Описание…» Н.С. Пескова пригодится кому-либо в путешествии по нашим рекам, для знакомства с нашим районом.

Шуленина И.Г., библиограф ЦГБ